Гармония различий
1 2 3 4 5 6 7

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

  

odaВ последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.

Профилактика   и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.

Контингент воспитанников групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) – это дети, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата, который формируется из числа детей, прошедших городскую психолого–медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в ДОУ IVвида. Данный контингент детей нуждается в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.

Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста:

  • Дисплазия тазобедренных суставов
  • Вальгусная деформация коленных суставов
  • Плоско-вальгусная деформация стоп
  • Плоскостопие
  • Врожденная косолапость
  • Сколиотическая осанка
  • Кифотическая осанка
  • Деформация грудной клетки

Дети, имеющие нарушения функцийОДА разной степени выраженности и не имеющие достаточно развитого уровня сенсомоторного опыта, испытывают определенные трудности в процессе овладения программным материалом. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформированностью всех компонентов речевой функциональной системы.

У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности. У дошкольников замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность кактонких, так и общих движений движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у наших воспитанников.

Особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением ОДА:

  • двигательная нескоординированность;
  • нарушения в соблюдении темпа движений;
  • низкая работоспособность;
  • повышенная утомляемость;
  • отставание в физическом развитии;
  • ограниченностьопределенных видов движений (в зависимости от диагноза);
  • затруднения в освоении отдельных или основныхдвигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
  • затруднения в фиксации положения на определенное время;
  • заторможенность.

У детей старшего дошкольного возраста:

  • затруднения в соблюдении точности движений;
  • низкий уровень развития некоторых физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);
  • затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
  • затруднения в принятии правильной осанки и фиксации положения туловища на определенное время;
  • недостаточное развитие моторных функций пальцев рук;
  • ограничение определенных видов движений (в зависимости от диагноза).

 

Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьной ступени обучения.

Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания в дошкольном учреждении для детей с ОДА строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.

Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа:

1 этап – формирование предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает:

  • профилактику и коррекцию двигательной сферы;
  • стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;
  • развитие общей и ручной моторики;
  • развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
  • обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
  • развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как, выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность), скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов, способность к концентрации и к распределению внимания;
  • готовность к сотрудничеству со взрослым;
  • стимуляцию речевого развития ребенка.

2 этап – формирование предпосылок к школьному обучению. На данном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена на реализацию следующих задач:

  • формирование чувства самоконтроля за правильным положением тела;
  • развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
  • укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;
  • развитие познавательной деятельности и формирование определенного запаса представлений об окружающем;
  • целенаправленное формирование высших психических функций и предпосылок к школьному обучению;
  • развитие речи и коммуникативной деятельности;
  • формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется под руководством врача-ортопеда в тесной взаимосвязи с инструктором по физической культуре и плаванию, воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, родителями воспитанников.

Практически во всех видах образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением ОДА. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от выраженности недостатков в развитии.

Педагоги в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, решает следующие группы задач:

1.Реабилитационные

  • разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;
  • укрепление мышечного корсета;
  • формирование правильной осанки;
  • коррекция плоскостопия.

2.Коррекционно – развивающие

  • укрепление здоровья и повышение работоспособности детей с нарушением функций ОДА;
  • развитие динамической координации и соразмерности движений;
  • развитие статического равновесия;
  • развитие пространственной ориентировки;
  • развитие двигательного воображения и творчества, музыкального слуха и чувства ритма ребенка;
  • формирование умений и навыков выразительных, грациозных движений и осознанного отношения к ним.

3. Образовательные

  • формирование навыков выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
  • развитие умения переключаться от выполнения одних движений к другим;
  • развитие самоконтроля при выполнении физических упражнений;
  • увеличение силовой выносливости мышц;

4. Оздоровительные

  • снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроения
  • выработка привычек здорового образа жизни;
  • повышение приспособляемостии работоспособности органов и систем растущего организма;
  • закаливание организма, профилактика простудных заболеваний;
  • обеспечение пропорционального развития всех мышечных групп;
  • формирование опорно-двигательного аппарата и воспитание правильной осанки

5. Нравственно – воспитательные

  • воспитание гигиенических привычек и телесной рефлексии;
  • воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;
  • поддержание интереса к двигательной деятельности;
  • воспитание желания участвовать в организованных формах работы по физической культуре, совместно с другими детьми: подчинять свое поведение правилам в подвижных играх.

Дошкольные учреждения г. Тольятти, оказывающие услуги по коррекции нарушений ОДА у дошкольников МБУ детские сады №№ 5, 20, 26, 27, 116, 135, 147, 197, детский сад  МБУ СШ № 26.

 

 

(по материалам, предоставленным специалистами МБУ детского сада № 116 «Солнечный»)

Это надо знать

Информация

Что ты знаешь о защите персональных данных?

Уважаемые родители! Для Вас и Ваших детей открыт информационно-развлекательный сайт, направленный на изучение вопросов, связанных с защитой прав субъектов персональных данных.
Информация

Адрес и телефон

Наш адрес:
445040, Тольятти
Степана Разина, 37
Телефон: 36-26-26
Факс: 36-26-26
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
График работы:
Будни с 700 до 1900
Сб, Вс. Выходной

круглосуточная телефонная линия «Ребенок в опасности»

Уважаемые посетители сайта!

В настоящее время в Следственном комитете Российской Федерации начала функционировать круглосуточная телефонная линия «Ребенок в опасности» -http://sledcom.ru/news/item/910257/http://sledcom.ru/news/item/910257/

Аналогичная телефонная линия функционирует в следственном комитете Самарской области – http://samara.sledcom.ru/news.

S5 Box

Яндекс.Метрика Лада Спорт Сервис. Интернет магазин. Создание сайтов поддержка и продвижение в поисковых системах.