Музыкальное воспитание
1 2 3 4 5 6 7

Календарная обрядовость: Масленица

MaslenitcaЗанятие по теме «Календарная обрядовость: Масленица» в старшей группе МБУ прежде всего направлено на приобщение детей к русской культуре, посредством музыки. На занятии необходимо воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, любовь к родному краю. Прививать детям любовь к русскому народному фольклору, воспитывать чувство патриотизма.
Цель занятия – знакомить с календарной обрядовостью, в частности, с праздником Масленица, его значением, символами, традициями, посредством музыкального и изобразительного искусства. Разрешать по ходу занятия проблемные ситуации, в которых требуется помощь детей. Через игру совершенствовать музыкальные способности, такие как пение, игра на музыкальных инструментах, ритмические движения, и музыкальная игра.

Задачи:
1) воспитательные:

  • содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
  • воспитывать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;
  • формировать патриотические чувства, интерес и уважительное отношение к народным праздникам, традициям и обычаям;

2) образовательные:

  • познакомить детей с историей возникновения Масленицы и традициями её празднования;
  • научить понимать смысл народных попевок, потешек, закличек;
  • научить точно исполнять традиционные для русского фольклора музыкальные интервалы: терции, квинты;
  • расширить общий и музыкальный кругозор учащихся;

3) развивающие:

  • создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности; 
  • создать условия для развития внимания, памяти, воображения;
  • обогащать музыкальные впечатления;
  • обогащать словарный запас речи.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Предварительная работа: разучивание хороводных игр, закличек, беседа о Масленице.
Основные термины и понятия: праздник Масленица, проводы зимы, встреча весны, календарный обряд, гуляние, чучело, закличка, хоровод, поговорка, скороговорка, ярмарка, игрища. 

Ресурсы проведения занятия:

  • просторное помещение (музыкальный зал);
  • фортепиано;
  • музыкальный центр;
  • детские музыкальные инструменты;
  • аудиозапись народных песен в исполнении оркестра народных инструментов, аудиозапись «Колокольный звон»;

иллюстрации к празднику с изображением народных гуляний, репродукции картин художников: И.Суриков «Взятие снежного городка», Н.Кустодиев «Масленица», Б.Кустодиев «Масляничное гуляние», К. Юон «Зима.

Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа чесная масленица».

Планируемые результаты:

  • проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
  • умение «погружаться» в условную ситуацию;
  • формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности;
  • умение действовать по заданному алгоритму;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  • умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
  • умение договариваться, находить общее решение;
  • умение «слышать другого»;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.

Ход занятия
Музыкальный руководитель встречает детей в костюме ряженого, рядом – чучело Масленицы. На экране – репродукция картины Н. Кустодиева «Масленица» (Приложение 1). Звучит музыка «Калинка-малинка». Дети входят в зал. Ряженый приветствует гостей. Дети встают в хоровод.
Ряженый: Здравствуйте-здравствуйте, гости дорогие! Как вовремя вы пожаловали! Ведь сегодня первый день Масленицы – Встреча. А коли встреча, так и мы с вами встретились. Проходите, присаживайтесь. (Дети садятся на стулья).
А почему этот день Встречей называется, знаете? (Ответы детей).  В этот день встречают праздник, делают чучело Масленицы, украшают его и песни ему поют. Давайте и мы споём песню!

Хоровод «Эх, Масленица» муз. и сл. Т. Шикаловой

Ряженый: А как стишки такие называются?  
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка. (Ответы детей. Проговорить закличку несколько раз, обращая внимание на активную артикуляцию).
Ряженый: А ведь не только первый день Масленицы имеет название. Например, вторник – заигрыш, Взрослые и дети в этот день ходили по домам, поздравляли с Масленицей и просили блины. На заигрыш начинались игрища и потехи. Пора и нам поиграть.

Игра «Чижик»

Участники игры (нечетное количество) встают в круг. Один участник стоит в центре круга, он – «чиж». Все идут по кругу, «чиж» приплясывает. На последних словах все должны найти себе пару, а не нашедший пару становится новым чижом.
По дубочку постучишь -
Вылетает сизый чиж
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький
Чижик по полю летал,
Правой ножкой все кивал
Чиж, чиж, не зевай,
Себе пару выбирай!

Ряженый: Среда – лакомка. На лакомку народ кушал в изобилии разные масленичные вкусности. Какие вы знаете масленичные угощения?  (Ответы детей). Что на сковородку наливают да в четверо сгибают? (Блины).

Скороговорка

«Блины белка испекла и бельчаток позвала, хороши блины у белки, опустели вмиг тарелки». (Читать скороговорку, сопровождая движениями. Повторить несколько раз, ускоряя темп).
Ряженый: На Масленицу часто устраивают ярмарки. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей). На ярмарки съезжались ремесленники и торговцы. Каждый приезжал, чтобы свой товар и работы показать и у других посмотреть. Все продавали и покупали, обменивались. И на ярмарках, чтобы было веселее, да не замёрзнуть чтобы, играли в игры.
Тара - ра, тара- ра
Собирайся детвора,
Собирайся детвора,
Нам на ярмарку пора!
Четверг - разгуляй-четверток. В Разгуляй было больше всего игрищ. Конские бега, кулачные потехи, борьба – все это развлечения Разгуляя. Устраивались катания с гор на санях. Ряженые, скоморохи, как могли, веселили народ. Гуляли с утра до ночи, водили хороводы, плясали, пели частушки.

Игра «Дядя Трифон»

Участники игры держатся за руки, идут по кругу, поют:
Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели.
Разом делали вот так...
Ведущий («Трифон») в это время стоит в центре.
После слов «Разом делали вот так...» Трифон замирает в какой-нибудь позе. Все участники должны повторить показанную фигуру. «Трифон» смотрит на участников игры и выбирает лучшего. Выбранный становится новым Трифоном
Ряженый: Пятница - тещины вечерки. В этот день недели зятья угощали блинами матерей своих жен. Девушки в полдень выносили в миске блины и шли к горке. Парень, которому нравилась девушка, торопился попробовать ее блины, чтобы узнать: хорошая ли хозяйка из нее получится. В субботу отмечали Золовкины посиделки. Тогда молодые семьи приглашали к себе родных. Вели разговоры о жизни.
Масленичная неделя скоро заканчивается. Как вы думаете, будем мы сейчас сжигать чучело? (Ответы детей). Чучело сжигают в самый последний день Масленицы, в Прощеное воскресенье. В этот день люди мирились, просили прощения друг у друга. А также из соломы раскладывали большой костер и сжигали на нем куклу Масленицы. Пепел от того костра разбрасывали по полям, чтобы по осени был богатый урожай.
Давайте-ка проверим, много ли вы про праздник Масленица теперь знаете?

Загадки

Что за место вы скажите,
Как назвать его, друзья?
Будто в модном магазине,
Можно все купить всегда,
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят,
Сувениры продавать. (Ярмарка)
На шесте стою
Свысока гляжу
Тело, руки голова
Всё из соломы, у меня
Обрядили, принесли
И в последний день сожгли. (Чучело масленицы)
Его любят все на свете,
Любят взрослые и дети,
Хоть с начинкою, хоть без,
Каждый хочет его съесть,
Круглый он хрустящий,
От маслица блестящий. (Блин)
Кто играет на дуде
Целый день,
Кто и пляшет и поёт,
Веселит во всю народ?
Ох, мальчишечка не плох,
А зовётся - ... (Скоморох).
В понедельник вас встречаю
А во вторник поиграю.
В среду угощу вас всех
Среда … (лакомка) для всех.
А в четверг … (разгул) для всех.
В пятницу схожу я к тёще
А в субботу уж, к золовке.
В воскресенье всех прощаю
И блинами угощаю. (7 дней Масленицы)

До воскресенья времени много, будем песни петь, да блины есть. Становись в хоровод.

р.н.п. «Блины»

Список использованных источников и литературы

  1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М.: Просвещение, 1968.
  2. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки»: Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, 2010.
  3. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко И.М. «Методика музыкального воспитания». – М., 1998.
  4. Энциклопедия зимних праздников. СПб.: “Респекс”, 1995.
  5. Бутримова И.В. Календарная обрядовая поэзия: традиции и современность». ИД «Орлик» и «К», 2004.
  6. Мелик–Пашаев А. А. «Педагогика искусства и творческие способности». М., 1981.
  7. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». – М., 2005.

Электронные ресурсы
1.    http://nsportal.ru
2.    http://dohcolonoc.ru
3.    http://kladraz.ru
4.    http://www.maam.ru/
5.    http://intoclassics.net

Приложение 1
 
Maslenitca

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
«Методическая разработка занятия по музыке в старшей группе ДОУ
по теме: «Календарная обрядовость: Масленица»
Смотреть оригигнал в формате pdf.

Мы в контакте

DLJ SLABOVIDJSHIH

Как можно бороться с поборами в школах

Это надо знать

Информация

Что ты знаешь о защите персональных данных?

Уважаемые родители! Для Вас и Ваших детей открыт информационно-развлекательный сайт, направленный на изучение вопросов, связанных с защитой прав субъектов персональных данных.
Информация

Адрес и телефон

Наш адрес:
445040, Тольятти
Степана Разина, 37
Телефон: 36-26-26
Факс: 36-26-26
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
График работы:
Будни с 700 до 1900
Сб, Вс. Выходной

круглосуточная телефонная линия «Ребенок в опасности»

Уважаемые посетители сайта!

В настоящее время в Следственном комитете Российской Федерации начала функционировать круглосуточная телефонная линия «Ребенок в опасности» -http://sledcom.ru/news/item/910257/http://sledcom.ru/news/item/910257/

Аналогичная телефонная линия функционирует в следственном комитете Самарской области – http://samara.sledcom.ru/news.

S5 Box

Яндекс.Метрика Лада Спорт Сервис. Интернет магазин. Создание сайтов поддержка и продвижение в поисковых системах.